- Основные цифровые компетенции
- Кому в HR нужны такие цифровые компетенции
- Кейсы
- Как достичь максимума
- Изменение требований к компетенции
- Программирование и алгоритмическое мышление
- Как оценить уровень своей цифровой грамотности
- Новости рубрики
- курсы и тренинги
- Практические советы по компьютерной грамотности
- Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету
- Проверьте свой технический бэкграунд
- Мягкие навыки будущего
- 1. Социальные компетенции:
- 2. Когнитивные компетенции:
- 3. Психологические (эмоциональные) компетенции:
- Умение работать с программным обеспечением
- Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему
- Проведение ЦТ: кейсы российских компаний
- Цифровые компетенции в эпоху пандемии
- Комбинация hard skills & soft skills для лидера ЦТ
Основные цифровые компетенции
В настоящее время цифровые компетенции становятся все более важными для успешной работы в различных профессиональных сферах. Это связано с быстрым развитием технологий и переходом к цифровым средствам коммуникации и работы. Основные цифровые компетенции, которые необходимо развивать, включают:
1. Компьютерная грамотность: умение работать с компьютером, операционными системами, интернетом, программным обеспечением и электронной почтой.
2. Поиск и оценка информации: умение находить нужную информацию в сети Интернет, анализировать и оценивать ее достоверность, надежность и актуальность.
3. Коммуникация и коллаборация: умение эффективно общаться и сотрудничать в цифровых средах, использовать средства коммуникации и совместной работы (электронная почта, социальные сети, облачные сервисы).
4. Безопасность и защита данных: умение защищать свою информацию и данные от несанкционированного доступа, вредоносного программного обеспечения и киберугроз.
5. Цифровая грамотность: умение работать с различными типами цифровых данных (тексты, изображения, видео, аудио), редактировать и обрабатывать их.
6. Решение проблем: умение использовать цифровые ресурсы и инструменты для решения различных задач и проблем.
7. Критическое мышление: умение анализировать информацию, различать факты от мнений, применять логическое мышление и критический подход при работе с цифровой информацией.
8. Аналитические навыки: умение собирать, анализировать и интерпретировать данные, выявлять тренды и паттерны, принимать решения на основе данных.
Развитие этих цифровых компетенций является важным для всех профессионалов, независимо от их области и уровня опыта. Это поможет повысить эффективность работы, улучшить коммуникацию, защитить данные и принимать обоснованные решения в условиях цифровой среды.
Кому в HR нужны такие цифровые компетенции
Эрик: Каждый человек должен иметь минимальный уровень понимания цифровых технологий. Хорошим примером цифровых компетенций, которым должен обладать каждый – это способность адаптироваться к новым цифровым инструментам. У нас будет все больше и больше цифровых инструментов в будущем и нам необходимо на интуитивном уровне уметь работать с такими инструментами.
Также есть навыки, которые, возможно, нужны не всем, но в каждой HR организации должно быть некоторое количество людей с такими навыками. Примером может быть процесс выбора поставщика для приобретения HR технологий из тысяч поставщиков. Как вы выбираете то решение, которое подходит именной вашей организации, процесс покупки, как он организован и т.д. Это не что-то, что обязательно нужно знать всем, но такие знания нужны кому-то в организации.
Езе одним примером является построение цифровой HR стратегии и цифровой дорожной карты по развитию организации. Не каждый должен уметь это делать, но кто-то из руководителей должен иметь ясное понимание где вы находитесь сейчас и где вы хотите быть с точки зрения цифровых компетенций и цифровых усилий в организации.
Конечно, если вы работаете в компенсациях и льготах или в подразделении глобальной мобильности, вам необходимо знать технологии, использующиеся в этой отрасли HR. Не каждый должен знать то же самое, но базовые знания необходимы вам всем и для различных функций вам необходимо иметь базовые знания. Это является ключевым не только для того, чтобы хорошо делать работу сейчас, но и для того, чтобы хорошо ее делать в 2025.
Кейсы
Счетная палата
Проведена диагностика цифровой грамотности кадрового состава Счетной палаты, результаты которой помогли мотивировать сотрудников на прохождение обучающих курсов. Также разработана система диагностики компетенций сотрудников по работе с офисным ПО, по итогам которой принят ряд важных управленческих решений. Система диагностики цифровой грамотности в настоящее время активно используется для тестирования навыков соискателей.
Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан
Специалистами Аналитического центра НАФИ разработана система мониторинга цифровой грамотности жителей региона, которая встроена в государственные электронные сервисы. Система позволяет руководству РБ оценивать динамические изменения уровня цифровой грамотности, определять эффективное наполнение образовательных программ, видеть результаты как в целом по региону, так и в разрезах по социально-демографическим характеристикам.
Сеченовский Университет
Проведена комплексная диагностика цифровой грамотности и цифровых компетенций профессорско-педагогического состава Университета по международным методикам, выявлены группы педагогов, нуждающиеся в обучении, построена единая образовательная траектория. В результате проведенной работы в Университете внедрена цифровая HR-платформа, которая позволила оптимизировать работу с персоналом вуза.
Университет Иннополис
На базе опорного образовательного центра Университета в течение 2021 года проводилось тестирование цифровых компетенций педагогов российских вузов (до 16 000 педагогов) с целью выявления существующих пробелов в знаниях и определения наиболее эффективной образовательной траектории для каждого педагога.
Государственный университет управления
Тестирование уровня цифровой грамотности студентов ГУУ курировали педагоги вуза. Благодаря тесту преподаватели комплексно оценили цифровые компетенции учащихся (интегрально и по каждому студенту), увидели темы, по которым знаний и навыков у молодежи пока недостаточно, определили подгруппы студентов, которым необходимо обучение, и получили для них индивидуальную образовательную траекторию.
Университет «Синергия»
В Университете «Синергия» был реализован комплексный подход: тестирование прошли студенты, а также педагоги и другие сотрудники вуза. Результаты диагностики позволили выявить пробелы в цифровых компетенциях учащихся и сотрудников, определить подгруппы студентов и специалистов, которым необходимо дополнительное обучение по цифровым темам. Для каждой подгруппы специалисты НАФИ подготовили образовательную траекторию.
Сбербанк Волго-Вятский
Проведена диагностика цифровой грамотности сотрудников банка, выявлена группа сотрудников, входящих в группу риска. Для них на основе результатов тестирования выстроен рейтинг наиболее востребованных тем для изучения.
Красцветмет
Проведена диагностика цифровой грамотности персонала компании, определена группа специалистов, нуждающихся в дополнительном обучении для улучшения цифровых компетенций.
Как достичь максимума
- Помните и понимайте, что цифровая трансформация — не разовая мера. Необходимо регулярно делать акцент на обучении персонала диджитал-навыкам и увеличении уровня автоматизации.
- Чем быстрее вы начнете внедрять изменения, тем быстрее ощутите первые положительные результаты. Ошибки при этом, конечно же, не исключены, но не бойтесь совершать их — лидеры ЦТ могут повернуть неудачи на пользу компании.
- Если же вы все-таки категорично относитесь к ошибкам и промахам, помочь решить проблему поможет анализ внедренных процессов. Кроме выявления пробелов, это даст понимание, как компании следует поступать дальше.
Dig(IT)al. Цифровой гайд для тех, кто устал делать по-старому.
Изменение требований к компетенции
Компетенции будущего выявляются и прогнозируются на основе взаимоотношений человека и машины, а также места и роли человека в мире технологий. Однако до того, как эти отношения стали предметом осмысления в результате опережающих технологических изменений и революции 4.0, подчеркивались их угрозы, а не возможности. Предсказывалась грядущая эпоха замены человека машиной на рынке труда или господства искусственного интеллекта над человеческим интеллектом.
Сегодня наиболее важным тезисом в этих рассуждениях является то, что « человек должен не конкурировать с машиной, а научиться общаться с ней, программировать ее инклюзивно и с соблюдением основных принципов этики, развивать свои уникальные, чисто человеческие черты и компетенций, в которых машина никогда не заменит ее. Именно этот набор компетенций – цифровых, социальных, эмоциональных и когнитивных – и называют компетенциями будущего» (из доклада «Компетенции завтрашнего дня»).
Программирование и алгоритмическое мышление
Основное преимущество программирования — возможность автоматизировать выполнение рутинных задач, что значительно экономит время и ресурсы. При этом программирование также способствует развитию алгоритмического мышления.
Алгоритмическое мышление — это способность разбивать сложные задачи на более простые подзадачи и разрабатывать последовательность действий для их решения. Это одна из важных компетенций для эффективной работы с информацией и решения сложных задач в различных сферах жизни.
Умение программировать и развитое алгоритмическое мышление позволяют учиться фокусироваться на сути задачи, а также находить креативные и эффективные пути решения проблем. Они также стимулируют развитие логического и аналитического мышления, а также способность к решению проблем.
В настоящее время программирование широко применяется во многих сферах жизни — от разработки программного обеспечения до робототехники. Оно является важным инструментом в современном обществе и обеспечивает новые возможности для карьерного роста и развития.
Развитие программирования и алгоритмического мышления позволяет создавать новые технологии, автоматизировать процессы и решать разнообразные задачи. Эти компетенции становятся все более востребованными в современном мире и могут принести значительную пользу в личной и профессиональной жизни.
Как оценить уровень своей цифровой грамотности
Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:
- Умеете ли вы работать с цифровыми продуктами — например, с операционной системой или текстовым редактором?
- Легко ли вам дается работа с цифровыми устройствами: телефоном, принтером или элементами умного дома?
- Можете ли вы включать критическое мышление и анализировать информацию, поступающую из социальных сетей и видеохостингов?
- Напишете ли вы программный код, создадите ли приложение или сайт?
Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.
Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».
Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.
Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.
Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.
Новости рубрики
29.11.2023 |
29.11.2023 |
28.11.2023 |
курсы и тренинги
III конференция по HR-аналитике 17 февраля 2022
Семинар Введение в HR-аналитику, 12-13 октября 2023 года
Открытый мини-он-лайн курс Фишки сводных таблиц (pivot tables) Excel
Открытый он-лайн курс Python для HR
Мини-он-лайн курс Принципы создания HR-дашбордов в excel
Мини-он-лайн курс Принципы создания и анализа корпоративных опросов
Мини-он-лайн курс Текучесть персонала по-новому: расчет среднего срока жизни в Excel
Мини-он-лайн курс Профиль успешного сотрудника: драйверы эффективности в Excel
Он-лайн курс “Введение в R для HR”
Анализ дожития / Survival analysis (в HR). Он-лайн курс
Практические советы по компьютерной грамотности
Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету
Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.
- не передавайте свои данные непроверенным сервисам;
- используйте разные пароли для различных сервисов;
- не храните пароли от важных сайтов внутри браузера;
- не передавайте важные данные через общедоступные сервисы;
- создайте правильный цифровой портрет;
- не входите в контакт с пользователями, которые занимаются троллингом;
- изучите правила цифрового этикета.
Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.
Проверьте свой технический бэкграунд
Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:
- если ваши знания пока начальные, пройдите курсы по основам работы с ПК;
- если ваши знания выше среднего и вы понимаете основы поведения в Сети, умело работаете с информацией, свободно используете средства цифровой коммуникации, можете монтировать аудио или видео и пишете программы начального уровня, то у вас есть прекрасная возможность реализовать свои знания в рамках школьного или рабочего проекта. Однако нет предела совершенству: даже самый крутой специалист всегда учится, чтобы быть в курсе последних изменений в его области!
Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!
Мягкие навыки будущего
Помимо строго цифровых, существуют и другие, так называемые мягкие навыки будущего:
- социальные – вовлекающие взаимодействия между людьми;
- когнитивные – касающиеся способа мышления, обработки и проверки информации;
- психологический (эмоциональный) – относящийся к внутренней жизни человека, такой как понимание себя, работа с эмоциями и т. д.
Без них невозможно эффективно проверять полученную информацию при программировании, понимании и написании алгоритмов и анализе больших наборов данных . В будущем они окажутся незаменимыми практически во всех профессиях. Спрос на эти навыки уже растет на мировом рынке труда.
1. Социальные компетенции:
- умение работать в группе , особенно с людьми с разными взглядами и системами ценностей, связанное с этим принятие разнообразия, выявление сильных сторон каждого человека;
- коммуникативные навыки , т.е. умение подбирать убедительные аргументы и излагать их в сжатой и ясной форме.
2. Когнитивные компетенции:
- навыки критического мышления , в том числе умение проверять информацию, в том числе выявлять недостоверную информацию, а также умело (позволяющую найти ответ) задавать вопросы, особенно через интернет-поисковики;
- способность к активному обучению , т. е. стремление самостоятельно приобретать знания на протяжении всей жизни, и постоянное стремление противостоять различным линиям аргументации друг другу.
3. Психологические (эмоциональные) компетенции:
- способность к самоорганизации , то есть к управлению временем и расстановке приоритетов, поддержанию психической гигиены и сохранению баланса между работой и личной жизнью;
- гибкость , в том числе способность менять выполняемые задачи и приспосабливаться к новым условиям, и открытость к изменениям;
- психическая устойчивость , т. е. понимание собственных эмоций и возникающего в результате поведения; также осознание того, что по ту сторону сети находится живой человек — навыки, столь важные в цифровом мире, где люди в основном предоставлены сами себе.
Умение работать с программным обеспечением
Одним из ключевых навыков является умение работать с офисными программами, такими как текстовые редакторы, электронные таблицы и презентационные программы. Эти программы позволяют создавать и редактировать документы, таблицы и презентации, а также экспортировать их в различные форматы. Наличие навыков работы с офисными программами позволяет эффективно организовывать и структурировать информацию.
Также важным навыком является умение работать с графическими редакторами. Они позволяют создавать и редактировать изображения, делать фотокоррекцию и применять различные эффекты. Этот навык особенно полезен для дизайнеров, маркетологов и людей, работающих с мультимедийным контентом.
Умение работать с программным обеспечением также включает понимание базовых принципов работы компьютерных операционных систем, таких как Windows, macOS или Linux. Навыки управления файлами и папками, установки и удаления программ, а также настройки компьютера позволяют легко осуществлять повседневные задачи на компьютере.
Наконец, необходимо обладать навыками работы с Интернет-приложениями, такими как электронная почта, онлайн-календари, облачные хранилища и социальные сети. Умение эффективно использовать эти инструменты делает процессы коммуникации и организации информации более удобными и продуктивными.
Умение работать с программным обеспечением является одним из основных навыков в современном мире, где цифровые технологии играют все большую роль. Развитие этой компетенции позволяет не только эффективно осуществлять повседневные задачи, но и открывает новые возможности для личного и профессионального роста.
Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему
В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.
С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.
Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.
Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.
Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.
Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:
основы кибербезопасности — чтобы защитить компанию от злого умысла или неосторожности персонала. Как мы уже знаем, одна ошибка может открыть мошенникам полный доступ к корпоративным данным
Обучиться этим основам можно на профильных занятиях, например, на курсах по кибербезопасности от Skysmart Pro;
понимание основных трендов цифровизации процессов — чтобы внедрить последние фишки, например алгоритм выборки кандидатов для HR;
цифровое взаимодействие с помощью инструментов коммуникации — корпоративных и личных мессенджеров;
работа с большими объемами цифровых данных. Для этого используют инструменты цифровой грамотности, в которых можно рассчитывать статические данные (Microsoft Excel) и вести аналитику (Tableau);
цифровой менеджмент, управление циклами процессов и проектами организации. Многие компании, такие как Microsoft, Apple или «Яндекс», управляют процессами внутри отделов с помощью методов Agile, Scrum или Kanban. Благодаря этому любой руководитель знает, какие проекты были выполнены и сколько затрачено ресурсов.
Проведение ЦТ: кейсы российских компаний
В первую очередь для проведения диджитал-трансформации необходимо подготовить команду: обучить сотрудников онлайн-инструментам, грамотной работе в сети, цифровым навыкам — то есть реализовать направление be digital. Причем процесс обучения нельзя останавливать, поскольку технологии обновляются ежедневно и под них нужно регулярно адаптироваться.
Формируется центр экспертизы ЦТ, который внедряет новые инструменты и подходы, а остальные сотрудники после этого включаются в процесс, учатся, применяют в работе практики и решения.
Такие люди делятся накопленным опытом с коллегами и помогают им проходить все этапы ЦТ.
Сеть магазинов «Магнит» воспользовалась одним из наших решений, чтобы в условиях всеобщего карантина обучить сотрудников работе на удаленке, основам безопасности и инфобезопасности, владению статистическим аппаратом и Excel. Команда прошла тестирование, которое определило для каждого уровень владения цифровыми навыками, после чего был составлен индивидуальный план обучения, который учитывал сильные и слабые стороны сотрудника.Подобные адаптивные решения позволяют не осваивать целый курс — люди обучаются только тому, что им действительно необходимо. Сейчас, чтобы прокачать навыки, достаточно прохождения 4–7-минутных занятий за день в смартфоне или планшете. Сотрудники получают доступ к заданиям, где бы они ни находились: в дороге на работу, дома или на работе.Этот метод подходит для любого направления корпоративного обучения: вводный курс, прокачка soft skills и т.д.
Практическое применение этапа do digital — применение технологий в работе, способность с ними эффективно взаимодействовать, понимать потенциал и границы применимости. Также это подразумевает навык работы с данными и владение аналитическими инструментами.
Металлургическая компания «Северсталь» решила автоматизировать ручной труд HR-специалистов и перейти на платформу Sever.AI и ATS Potok. Система на нескольких этапах анализирует кандидата на соответствие требованиям компании, после чего передает всю информацию о нем для создания воронки подбора и дальнейшей работы. Решение обеспечивает обратную связь соискателям, и даже в случае, если кандидат не прошел тестирование, но его навыки соответствуют, например, другой позиции, рекрутер это видит и может пригласить его.
Цифровые компетенции в эпоху пандемии
Вспышка пандемии изменила восприятие новых технологий и цифровых компетенций. Это также произвело революцию в сфере удаленной работы и методов работы. Вскоре работодатели были вынуждены использовать те инструменты, которые раньше считались дополнительными. В первой половине 2020 года 94,8% людей работали дома большую часть дней в неделю, по сравнению с 5,9% до пандемии и только 0,6% стационарно.
Как в РФ, так и во всем мире люди, запертые в своих домах, могут рассчитывать в основном на цифровые технологии. Для большинства в виртуальный мир переместилась не только работа, но и культура, образование, развлечения, шоппинг и спортивные услуги. Без развития технологий в таких масштабах вся эта деятельность была бы невозможна, а социальные и экономические последствия карантина было бы трудно представить . Некоторые эксперты даже утверждают, что пандемия сократила процессы оцифровки до нескольких месяцев, которые в обычных условиях заняли бы гораздо больше времени.
Комбинация hard skills & soft skills для лидера ЦТ
Hard skills & soft skills — тот набор навыков, которыми должен владеть менеджер по инновациям или по управлению изменениями.
При этом к hard skills относятся:
- работа с новейшими технологиями (AR/VR, искусственный интеллект, блокчейн);
- владение методами управления проектами (метод шести сигм, скрам, канбан, lean, PRINCE2);
- анализ данных (data science);
- интеграция с партнерами через открытый программный интерфейс (Open API);
- цифровая безопасность на уровне дизайна системы (security by design).
В soft skills входят навыки, которые помогают эффективно работать с командой и клиентами. Иными словами, это персональные характеристики: коммуникабельность, эмоциональный интеллект, адаптивность
Также важно дизайн-мышление, которое помогает во время разработки услуги проецировать желание пользователя на результат.
Способ включает в себя оценку компетенций сотрудника руководителем, коллегами, подчиненными, клиентами и им самим. Так можно выявить расхождения между личным мнением о себе и тем, как человека видят окружающие. На основе результата можно сформировать план индивидуального развития.